Представьте, что завтра Вам предстоит выступать перед аудиторией. Большой, или не очень – оценка ваша, но вопросы могут возникнуть примерно такие:
Как выступать?... О чем говорить?... Что делать, если.... Как побороть страх и волнение?
Первое, что скорее всего сделает человек, далекий от темы публичных выступлений и ограниченный во времени – попробует найти советы в интернете. И тут поисковики выдают нам тысячи статей, миллионы советов, сотни книг, видеоконтент, записи спикеров… Кажется, с таким объемом материала можно стать профи за пару дней.
Но не все так просто. Первое, с чем столкнется читатель – откровенное противоречие в содержании статей с одинаковыми заголовками. Кто-то советует установить зрительный контакт со слушателями, а кто-то рекомендует смотреть, как певец, в одну точку над головами. Кто-то отмечает, что быть искренним с аудиторией – ваша главная задача, но тут же другой автор запрещает нам признаваться в своем волнении, или извиняться перед публикой.
И без того нервничающий читатель, скорее всего, вовсе не будет рад такому разбросу советов.
Что же делать? Конечно, самое очевидное – обратиться к профессионалам. Радислав Гандапас, к примеру, - спикер, не нуждающийся в представлении. Можно посмотреть его ролики, прочитать книгу, или даже сходить на тренинг (вариант для небедных).
Другой вопрос, что не всегда время и ресурсы позволяют пойти этим путем. Тогда статьи, те самые, противоречивые, будут нам незаменимыми помощниками в этом деле. Надо только понять, какими советами из этих статей нам пользоваться нужно, а какие нам не подходят.
Итак, как определить, какие из многочисленных советов подходят именно Вам?
Советы:
Будьте харизматичны и энергичны, шутите, жестикулируйте и помните, что большая часть информации усваивается через невербалику, а не через содержание/Сфокусируйтесь на информации, будьте готовы к самым каверзным вопросам, не распаляйтесь на эмоции.
Решение:
Определите цель Вашего выступления.
В случае, если цель Вашего выступления- донесение информации, помните, что держать внимание аудитории Вам будет сложно одними лишь сухими цифрами. При этом, содержание будет в любом случае важнее, чем Ваши навыки публичных выступлений - аудитория простит Вам волнение и неуверенный тон, но не примет размытой структуры и плохой подготовки.
Если Вы собираетесь побудить к чему-то аудиторию, или мотивировать людей, уделите большое внимание невербальной (несловесной) подготовке. Это не значит, что про структуру выступления можно забыть! Но то, как вы говорите, в данной ситуации будет чуть ли не важнее того, что содержится в Вашем выступлении. Используйте зрительный контакт, постарайтесь повысить энергетику и не «отделяться» от публики. Здесь будет уместно говорить о своих эмоциях – радости, волнении, беспокойстве – люди с большей готовностью следуют за теми, кто похож на них, кому они доверяют.
! Читая о чудесных невербальных техниках, которые позволят "держать" аудиторию, не забывайте, на чем важно сфокусироваться в Вашем случае. Не принимайте за истину советы о том, что любое выступление нуждается в бешеной энергетике и харизме оратора - это целиком определяется целью!
! Читая о чудесных невербальных техниках, которые позволят "держать" аудиторию, не забывайте, на чем важно сфокусироваться в Вашем случае. Не принимайте за истину советы о том, что любое выступление нуждается в бешеной энергетике и харизме оратора - это целиком определяется целью!
Советы:
Аудитория любит силу: проявите максимум уверенности, не показывайте слабость / Будьте искренни, не бойтесь, если Вам трудно, сказать, что Вы волнуетесь.
Решение:
Оцените аудиторию. Кто это будет? Руководители, перед которыми Вам предстоит защищать отчет, или коллеги, которым Вам необходимо сделать важное заявление? Знакомы ли Вы с будущей аудиторией, или увидите их впервые?
В случае, если Вы выступаете перед руководителями, помните, что эти люди зачастую очень ценят свое время и готовы выделять его только для важных задач. Скорее всего, они не будут рады вашему длинному рассказу об эмоциях и чувствах, они будут ждать конкретики.
Впрочем, для нас это к лучшему! Вас будут внимательно слушать вне зависимости от того, как Вы пользуетесь инструментами ораторского мастерства. Если, конечно, Вы не пришли на аудиторию руководителей «со стороны» чтобы что-то им продать.
Если же Вам предстоит выступать перед хорошо знакомыми коллегами, Вы можете расслабиться эмоционально – помните, что знакомая аудитория поддержит Вас, потому что Вы для них свой. Вы можете говорить об эмоциях (но не переборщите!), шутить, используя «внутренний» юмор, в общем, здесь Вам доступен широкий спектр возможностей.
А если аудитория незнакома Вам? Здесь задача усложняется. Если руководители и коллеги – люди, для которых Ваше выступление по разным причинам важно, то сторонняя аудитория не будет столь благосклонна. Конечно, многое зависит от цели Вашего выступления, но в общем слушатели со стороны будут ждать от Вас в первую очередь грамотной подачи. Для них – Вы чужак, поэтому Ваша информация отходит на второй план. Вооружитесь всеми возможными «фишками», постарайтесь придать себе уверенности, не извиняйтесь, не сообщайте сходу о своем волнении.
Но при этом не превращайтесь в робота, будьте искренни!
! Помните, что техники работы с аудиторией должны подбираться под эту аудиторию. Не пытайтесь найти универсальный ответ или "волшебную палочку".
! Помните, что техники работы с аудиторией должны подбираться под эту аудиторию. Не пытайтесь найти универсальный ответ или "волшебную палочку".
Советы:
Максимально передвигайтесь по сцене, не стойте за трибуной, используйте визуализацию в виде роликов и презентаций/Зачастую противоречит условиям выступления: маленькая аудитория, недостаточная техническая оснащенность помещения.
Поймите, какие инструменты Вы сможете использовать при выступлении.
Максимально передвигайтесь по сцене, не стойте за трибуной, используйте визуализацию в виде роликов и презентаций/Зачастую противоречит условиям выступления: маленькая аудитория, недостаточная техническая оснащенность помещения.
Поймите, какие инструменты Вы сможете использовать при выступлении.
Сможете ли Вы пользоваться микрофоном? Будет ли у Вас визуальная поддержка в виде презентации/роликов? Будете ли Вы выступать за трибуной, или на открытой сцене?
Это важно понимать, чтобы оценить пользу тех или иных советов для Вашего выступления. Например, Вы готовитесь ходить по сцене, чтобы добавить энергетики, но выступать придется за трибуной. Или Ваше движение будет перекрывать информацию на слайдах.
! Прежде чем готовиться к выступлению, поймите, какими поддерживающими ресурсами Вы располагаете: советы, подходящие для сцены, далеко не всегда так же успешно работают на небольшой площадке. Уделите подготовке достаточно внимания!
Публичные выступления – тема очень обширная, а информации в различных источниках по ней более чем достаточно. Тем не менее, обилие ресурсов создает обратный эффект – риск запутаться и утонуть в этом объеме. Важно четко понимать, что будет полезно для нас, а что испортит выступление даже при самой тщательной подготовке.
Тогда публичные выступления станут ля Вас настоящим удовольствием!
Комментариев нет:
Отправить комментарий